ОСНОВНАЯ образовательная программа * начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» Хивского района с.Уртиль на 2021-2022 учебный год Общие положения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МКОУ «Уртильской НОШ» Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данном уровне навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. В условиях информационного общества растет образовательный запрос на общекультурное, познавательное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетентность как умение учиться. Отчётливо видно стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, становятся многообразнее досуговые потребности. Также ярко выражен запрос на здоровьесбережение, безопасность образовательного процесса. Таким образом, изменение социально-экономической ситуации требует выстраивания образовательного процесса на основе современных педагогических технологий, обеспечивающих достижение запланированных результатов обучения (ФГОС НОО), развитие универсальных учебных действий, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно - общественный характер управления образовательным учреждением. Программа отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству, соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности. При разработке ООП НОО учитывались рекомендации Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы обучающихся, а также концептуальные положения УМК «Школа России». При разработке ООП учтены: • Возможности образовательной среды школы. • Уровень готовности учителей к реализации программы. • Материально-техническое оснащение образовательного учреждения. • Традиции, сложившиеся в школе. Содержание основной образовательной программы МКОУ «Уртильская НОШ» отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы на основе ФГОС и с учётом УМК «Школа России». •систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных, и метапредметных результатов, в том числе: • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий; •программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»; •программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; •программу формирования здорового и безопасного образа жизни; •программу формирования экологической культуры; • программу коррекционной работы. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: •базисный учебный план начального общего образования; •план внеурочной деятельности; •систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. МКОУ «Уртильская НОШ» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей ( законных представителей) как участников образовательного процесса: •с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе; •с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом 0 0 . Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательном учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определены Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка МКОУ «Уртильская НОШ» расположена по адресу: 368684 Республика Дагестан, Хивский район с. Уртиль ул. Мира, 13 Ф.И.О. директора Умаров Серкер Гаджиахмедович Учредитель: Администрация Хивского района муниципального образования Республики Дагестан Лицензия: Лицензия на право ведения образовательной деятельности, установленной формы и выданной «4» декабря., серия 05Л01, регистрационный номер № 0002291 Министерство образования и науки Республики Дагестан, срок действия лицензии - бессрочно. Свидетельство об аккредитации: Свидетельство об аккредитации организации выдано " 09 " апреля_ 2015 г., Министерство образования и науки Республики Дагестан; Серия 05А01 № 0001016, срок действия свидетельства с " 09 ” апреля 2015 г. до "09 " апреля 2027 года. Телефон:8(903)-477-01-34 Адрес электронной почты: 8е1о_игй1@юаи.ги Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Учреждения, УМК «Школа России», а также запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» директором школы Умаровым С. Г. ООП НОО составлена на основе Примерной основной программы начального общего образования в соответствии со следующими нормативными документами : Федеральный уровень: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273 -Ф З «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребёнка; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 № 15785; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - Приказ Министерства образования и, науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 № 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 № 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40936); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993.; - Концепция УМК « Школа России». Школьный уровень: • Устав ОУ; • Локальные акты ОУ. а также социальный заказ родителей младших школьников. МКОУ «Уртильская НОШ», организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха. Образовательная программа МКОУ «Уртильская НОШ» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на: 1) формирование общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; 2) создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 1.1.1. Цель реализации основной образовательной программы начального обще образования МКОУ «Уртильская НОШ»- обеспечение достижения планируемых результатов выпускниками 1 уровня обучения общеобразовательной школы в соответствии с установленными соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, а также формирование личности школьника в соответствии с выявленными индивидуальными возможностями и способностями, подготовленной к дальнейшему образованию и самореализации Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ); обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; - использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ООП НОО, состав участников образовательных отношений. ООП НОО соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в ФЗ - 273, в ФГОС НОО: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Образовательная программа МКОУ «Уртильская НОШ» адресована: С — ■ ■ I • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ • для определения сферы ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия; Учащимся и родителям * для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности Учителям 7 у V Администрации * для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП; ■для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.); л ----------------------------------------------- Учредителю и органам управления > • для повышения объективности оценивания образовательных результатов ОУ в целом; • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности ОУ. ) и предназначена удовлетворить их потребности. МКОУ «Уртильская НОШ», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений; -с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации; - с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними МКОУ «Уртильская НОШ», договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. Привлечение родителей к сотрудничеству: • работа Управляющего Совета школы • работа общешкольного родительского комитета • работа родительского комитета класса Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям: • 1 сентября- «День Знаний» • « Мама, папа, я - спортивная семья» • «Прощание с начальной школой» • «День здоровья» • экскурсии и экскурсионные поездки. ООП НОО ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), обозначенных в ФГОС НОО: • любящий свой народ, свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 1.1.3. Общая характеристика ООП НОО. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема ООП НОО. ООП НОО реализуется в 0 0 через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Планируемые результаты освоения обучающимися 1-4 классов в ООП НОО уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных во ФГОС НОО на основе УМК «Школа России». Предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение указанных УМК направлены на достижение результатов освоения ООП НОО, отраженных во ФГОС НОО, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов и способствуют эффективному решению следующих задач: • реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 7 Г 1 уровень 1-4 классы. Возраст 6,6 -10,5 лет ч _______ .. > Нормативный срок освоения -4 года Формы организации учебного процесса: классно - урочная система, внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность) Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной школе: • развивающее обучение; • проблемное обучение; • технология учебной деятельности; • разноуровневое обучение с учётом индивидуальных психологических особенностей детей; • игровые технологии; • обучение в сотрудничестве; • здоровьесберегающие технологии; • проектные и исследовательские методы обучения; • использование на уроках ИКТ; • коллективная система обучения; Направления внеурочной деятельности: • - спортивно-оздоровительное, • - духовно- нравственное, • - социальное, • - общеинтеллектуальное, • - общекультурное. Привлечение родителей к сотрудничеству: I • работа общешкольного родительского комитета • работа родительского комитета класса Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям: • 1 сентября «День Знаний» •« Мама, Папа, Я - спортивная семья» • «Прощание с начальной школой» • «День здоровья» МКОУ «Уртильская НОШ» обладает достаточной кадровой базой, обеспечивающей реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Образованием и воспитанием обучающихся начальных классов занимаются 2 педагога. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 1.2.1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программ начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» разработаны в соответствии с требованиями Стандарта к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу на ступени начального общего образования. Они представляют собой систему показателей достижений учащихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к дальнейшему обучению на ступени основного общего образования. нагрузка Внеурочная деятельность Цели и задачи внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ «Асакентская НОШ» 2021-2022 учебный год Формы организации внеурочной деятельности Количество часов внеурочной деятельности в неделю 1 Направление 1 Спортивнооздоровительное Общеинтеллектуальное Здоровей-ка 1 Подвижные игры 1 2 Школа Докторов Природы 1 Игровой марафон 1 3 Здоровичок 1 Я пешеход и пассажир 1 4 Поиграй-ка 1 Школа Доктора Здоровье 1 Веселая математика 1 Шахматы 1 1 1 В мире книг 1 2 Занимательная математика 1 1 Умелые ручки 1 1 Тайны русского языка Духовно-нравственное 1 В стране «Знаек» 2 Эрудит 1 Чудесный мир книг 1 Уроки нравственности 1 Моя Родина Социальное Азбука добра 1 1 Какой я? Какой ты? 1 Юный эколог 1 Я и моё будущее Общекультурное 1 Тропинка к своему «Я» 1 В мире книг 1 Чтение с увлечением. По дорогам сказок 1 Танцевальный 2 Я гражданин и патриот 1 Культура поведения и речи 1 Прекрасное рядом Итого 1 8 10 10 10 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности в 1-4 классах МКОУ «Уртильская НОШ» в 2021-2022 учебном году 1. Общие положения 1.1. План внеурочной деятельности МКОУ «Уртильская НОШ» является нормативно правовым документом, который отражает организационно-педагогические условия, необходимые для реализации основной образовательной программы; фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, направления и перечень курсов внеурочной деятельности. 1.2. План внеурочной деятельности МКОУ «Уртильская НОШ»реализуя принцип преемственности, является частью основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) в соответствии с ФГОС НОО, реализуемой в 1-4 классах. 1.3. План внеурочной деятельности разработан на основании и с учетом следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03.07.2016) □ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изм. от 31.12.2015 № 1576, от 29.12.2014 № 1643, от 18.12.2012 № 1060, от 22.09.2011 № 2357, от 26.11.2010 № 1241) □ Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее - ПООП НОО) (одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) □ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. от 24.11.2015 № 81) □ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федеральногс государственного образовательного стандарта общего образования» • Устав МКОУ «Уртильская НОШ» • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Уртильская НОШ» • Лицензия №7927 от 4.11.2014г 05ЛО1 №0002291 на осуществление образовательной деятельности в МКОУ «Уртильская НОШ» • 1.4. ООП НОО МКОУ «Уртильская НОШ» также реализуется и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на решение следующих задач: □ □ обеспечение успешной адаптации ребенка к обучению в школе оптимизация учебной нагрузки обучающихся □ улучшение условий для развития ребенка с учетом еговозрастных индивидуальных особенностей и □ создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования и успешного освоения его содержания планируемых результатов освоения ООП НОО (личностных, предметных и метапредметных) □ которые дополнение и/или углубление в образовании тех или иных учебных курсы, нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств. Организация внеурочной деятельности: □ до 10 часов в неделю во 2 - 4 классах □ до 8 часов в 1-х классах □ объём внеурочной деятельности за 4 года - до 1350 часов О распределение часов внеурочной деятельности на каждый год осуществляется с учётом интересов обучающихся и возможностей МКОУ «Уртильская НОШ», занятия проводятся учителями МКОУ «Уртильская НОШ» □ расписание занятий внеурочной деятельности составляется отдельно от расписания уроков □ продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет: 1 класс - 35 минут в 1-м полугодии и 40 минут во 2-м полугодии, 2-4 классы - 40 минут □ перерыв между началом внеурочной деятельности и последним уроком составляет не менее 30 минут 1 □ продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы 34 учебные недели □ реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса Принципы организации внеурочной деятельности: □ создание единой образовательной среды как механизм обеспечения полноты, целостности и преемственности образования □ системность деятельности 0 во взаимодействии общего образования и внеурочной успешность и социальная значимость результатов внеурочной деятельности □ вариативность внеурочной индивидуальности каждого ребенка деятельности, способствующая развитию Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся будут сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Диагностико-аналитический инструментарий изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности Пред мет изучения Критерии анализа и оценки 1 Со ст оя ни е 2 I. Включенность обучающихс я систему внеурочной деятельности си Показатели Приемы и методы изучения 3 4 1. Статистический анализ 1. Охват учащихся учащихся во внеурочной программами внеурочной деятельности участия в деятельности, освоения ими программ 2. Сформированность дополнительного образования активной позиции учащихся во 2. Педагогическое внеурочной деятельности наблюдение 3. Метод незаконченного предложения (недописанного тезиса) ст ем ы вн еу ро чн ой де ят П. Соответствие содержания способов организации внеурочной деятельности принципам системы 1. Гуманистическая направленность деятельности и 1. Методы системного анализа (морфологический, структурный, функциональный анализ) 2. Системность 2. организации внеурочной деятельности • 3. 3. Вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности 4. 5. Метод экспертной оценки Методы индивидуальной и групповой самооценки Анкетирование Педагогическое наблюдение 4. Ориентация внеурочной деятельности на формирование у ел У4 ьн а ос Щ ти их детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха III. Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся Обеспеченность кадровыми ресурсами 1. Метод экспертной оценки Обеспеченность информационно 2. Методы индивидуальной и технологическими ресурсами. групповой самооценки Обеспеченность организационно 3. Анкетирование управленческими ресурсами 4. Тестирование 5. Педагогическое наблюдение Эффекта IV. вность Продуктивно сть системы внеурочной внеурочной деятельности деятельности 1. Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел 3. Анализ содержания достижений» обучающихся 2. Достижения учащихся в культивируемых видах 4. Метод индивидуальной групповой оценки 1. Анализ освоения обучающимися программ дополнительного образования 2. Педагогическое наблюдение «портфеля и внеурочной деятельности V. Удовлетворе нность обучающихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами 1. Удовлетворенность школьников участием внеурочной деятельности во 1. Тестирование 2. Беседа 3. Анкетирование 2. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенка внеурочных занятий 1 Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. 3.2. Система условий реализации ООП НОО Для достижения запланированных образовательных результатов основная образовательная программа НОО обеспечивает ряд необходимых условий: психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных. 3.2.1. Описание кадровых условий реализации ООП НОО. МКОУ «Уртильская НОШ» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых ООП НОО, способными к инновационной профессиональной деятельности. Описание кадровых условий МКОУ «Уртильская НОШ» представлено в таблице. Работу с обучающимися в МКОУ «Уртильская НОШ» осуществляет квалифицированный коллектив. Финансовое обеспечение Ежегодный объем финансирования мероприятий основной образовательной программы уточняется при формировании бюджета. Оплата труда работников школы осуществляется по НСОТ в соответствии с утвержденной сметой расходов. Материальное поощрение осуществляется в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера работникам МКОУ «Уртильская НОШ». Финансирование внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ООП НОО осуществляется в объеме 1 час в 1- классе, 2 часа в неделю в 2-4 классах. МКОУ «Уртильская НОШ» функционирует на основании муниципального задания, устанавливающего требования к составу, качеству и объему предоставляемой услуги. Согласно критериям оценки качества предоставляемой услуги, указанным в задании, образовательное учреждение должно обеспечить результаты деятельности по предоставлению данной образовательной услуги. Контроль за состоянием системы условий Контроль за состоянием системы условий реализации ООП НОО в МКОУ «Уртильская НОШ» осуществляется Советом школы, педагогическим советом, администрацией, родительской общественностью на основе постоянного мониторинга имеющихся ресурсов и публичной отчетности о вносимых изменениях. С 41 Лист внесения изменений в основную образовательную программу начального общего образования Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа Подпись лица, внесшего запись